Русские ювелирные укрвшения XVIII - начала ХХв.

 Среди коллекций Государственных музеев Московского Кремля собрание русских юве­лирных украшений XVIII — начала XX века занимает скромное место. После Великой Октябрьской социалистической революции ювелирные шедевры работы знаменитых ма­стеров из числа коронных ценностей вошли в состав Алмазного фонда СССР. Значительная часть изделий пополнила Золотую кладовую Эрмитажа. В Оружейную палату поступали ювелирные украшения преимущественно из Московского ювелирного товарищества. Вме­сте с небольшим числом произведений основ­ного собрания музея они образовали ядро кол­лекции, которая постоянно пополняется. В ней находится немало высокохудожественных из­делий, которые обогащают наше представле­ние о русском ювелирном искусстве.

Запоны Первая половина XVIII в. Москва

 В XVIII веке делали украшения не только из золота и серебра, но и из менее дорогих ма­териалов. Среди мастеров были как высоко­профессиональные универсалы, так и узкие специалисты, изготовлявшие одно или не­сколько видов изделий. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и за­понок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела, золотого дела.

Наиболее квалифицированные ювелиры ра­ботали в Петербурге и Москве, где шире был круг состоятельных заказчиков и покупате­лей. Лавки московского Серебряного ряда, где торговали золотым и серебряным товаром, были заполнены ювелирными изделиями ши­рокого спроса: женскими и мужскими перст­нями, серьгами, запонками, пуговицами.

Пуговицы и запонка XVIII в.

Ювелирные украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII столетия до тех пор, пока не произошли изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использова­лись запоны, которые отличались разнооб­разием форм и приемов декорировки. Наряду со скромными серебряными запонами-розетками, выполненными из тонкого листа и укра­шенными недорогими камнями и стеклами, в собрании Оружейной палаты находятся изящ­ные золотые запоны с алмазами, рубинами, изумрудами, декорированные глухими и про­зрачными эмалями.

Изысканным украшением костюма могли быть металлические пуговицы: плоские, в виде диска, шарообразные, грушевидные, ку­полообразные. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящные произве­дения ювелирного искусства. Были они глад­кими литыми и ажурными скаными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравиров­кой, с камнями разного достоинства, белые и золоченые, крупные и совсем маленькие. При­чем по мастерству исполнения медные пуго­вицы порой не отличались от серебряных и выглядели не хуже.

Весьма редким и дорогостоящим украше­нием на протяжении XVIII века были часы. Чаще это были привозные экземпляры. Образцов отечественного производства сохра­нилось немного. Иногда заграничный меха­низм вставляли в корпус, изготовленный рус­скими мастерами. К таким экземплярам отно­сятся нагрудные часы в форме креста с меха­низмом работы лондонского мастера Гафа (Guarf). Серебряный корпус часов декориро­ван с обеих сторон растительным узором в тех­нике многоцветной эмали на скани.

Оригинальным украшением был подвесной ароматник, предназначавшийся для души­стых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, небольших флаконов, всевозможных бытовых предметов.

В середине XVIII века, в период расцвета стиля рококо, светские модницы украшали свои высокие сложные прически металличе­скими заколками и шпильками, чаще всего в виде цветка. На двух таких серебряных шпильках ажурные сканые цветы закре­плены на пружинках, благодаря которым они покачивались даже при легком движении головы.

Популярным украшением был склаваж. Его носили на ленте на шее. Крупный серебряный бант-склаваж состоит из двух подвижно скре­пленных между собой звеньев, украшенных красными рубинами и голубовато-серыми опа­лами. Красивое цветовое решение, изящный силуэт, пропорциональность деталей делают это украшение интересным произведением ювелирного искусства.

Склаваж и серьги Первая половина XVIII в

Форма серег менялась с течением времени. В начале XVIII века, так же как в XVII веке, носили серьги одинцы, двойчатки, в виде кора­бликов и голубков. Излюбленными на протя­жении всего XVIII столетия были серьги с одной или несколькими подвесками. Со второй половины XVIII века модными становятся серьги-банты. Их в коллекции несколько, но самые интересные изготовлены тульскими ма­стерами. Они серебряные, с редко встреча­ющимся на изделиях того времени коричне­вым камнем с золотыми искорками — аван­тюрином — и украшены стальными «алмаза­ми» — небольшими гранеными шариками из стали. Этот вид художественной обработки стали, освоенный тульскими мастерами, успешно применялся в декорировке самых разнообразных изделий в конце XVIII — пер­вой половине XIX века. В этот же период были популярны серьги в виде виноградной грозди из жемчуга, который широко использо­вался в России для создания ювелирных укра­шений на протяжении всего XVIII столетия. Упоминания о жемчужных ожерельях, подве­сках, серьгах постоянно встречаются в доку­ментах того времени. Изделия из мелкого реч­ного жемчуга, добывавшегося в наших север­ных водоемах, были распространены в крестьянской среде.

С начала XVIII века в русском ювелирном искусстве стали использовать эмалевые порт­ретные миниатюры, созданные профессио­нальными художниками-эмальерами. Извест­ны нагрудные знаки с портретами Петра I в обрамлении из драгоценных камней. Таким знаком награждали за выдающиеся заслу­ги перед государством. Позднее эмалевые портреты помещали в медальоны и перстни.

В конце XVIII — первой половине XIX века в ювелирных украшениях стали применять такой необычный материал, как волос. Из волоса плели браслеты, одним из любимых типов этого украшения был браслет-змейка, дополненный деталями из металла.

В XIX веке в Петербурге и Москве, а затем в других крупных промышленных центрах России одно за другим появились предпри­ятия, выполнявшие разнообразные ювелир­ные украшения. На фирмах и фабриках Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Ивана Губ­кина, братьев Грачевых, Ореста Курлюкова, Ивана Салтыкова, Карла Фаберже и других искали пути к замене ручного труда машин­ным. Совершенствование способов обработки драгоценных металлов, использование полу­драгоценных и поделочных камней, цветных стекол сделало возможным удешевление юве­лирных изделий. Фирмы, фабрики и отдель­ные мастерские в изобилии производили одно­типные перстни, кольца, браслеты, серьги и другие украшения, пользовавшиеся спросом у довольно широких слоев населения. Но одно­временно столичные предприятия создавали и единичные произведения высокого качест­ва, привлекая к их моделированию известных художников.

Ювелирное дело развивалось в общем потоке декоративно-прикладного искусства при постоянном изменении форм, композиций и орнаментации изделий. Ювелирное произ­ведение, будь то брошь, кулон, браслет, за­колка, колье, дополняя костюм, должно бы­ло отвечать его стилю, гармонично ему соот­ветствовать.

В числе золотых изделий первой половины XIX века, хранящихся в коллекции музеев Московского Кремля, привлекает внимание группа браслетов. Мода 1830—1850-х годов, все более удалявшаяся от строгих образцов классицизма, привнесла в ювелирное искус­ство значительную сложность композиций, насыщенность узоров, усиление многоцветности. В то время в русском декоративно-прикладном искусстве и в оформлении архитек­турного интерьера часто использовался мала­хит.

Браслет  Конец XVIII в.

Репродуцируемый браслет дает наглядное представление о том, как умело русские юве­лиры применяли этот камень. Браслет укра­шен тремя овальными малахитовыми встав­ками светло-зеленого яркого цвета. На искусно отполированной поверхности пре­красно выявлены причудливые природные узоры камня. Стремясь придать дорогому украшению большую нарядность, ювелир об­вел камни рельефной изящной гирляндой из цветного золота. Удачно применено золото различных оттенков и при исполнении эла­стичного пояса, составленного из мелких колец кольчужного плетения. На нем закре­плены одиннадцать узких полос с чеканным узором из розовых цветов и светло-зеленых лепестков. В центре массивной, украшенной цветным золотом пряжки ярким бликом смо­трится бирюза, окаймленная бриллиантами.

Широкое распространение с середины XIX века получают изделия, украшенные гранатами. Прихотливая, лишенная строгой геометричности огранка темно-красного камня придавала украшениям особое очарование. Интересны брошь и браслет, в которых метал­лическая оправа несет лишь конструктивную функцию и дает возможность заполнить гра­натами всю поверхность изделия. Сочетание темно-красных, светящихся изнутри гранатов со спокойным мерцанием жемчуга при­дает ювелирным изделиям особую привле­кательность.

Успешно продолжала развиваться и техника эмали. Ее применяли в браслетах, кольцах, медальонах, брошах, лорнетах, табакерках. Образцом использования расписной эмали яв­ляется золотая брошь овальной формы с брил­лиантами, выполненная в Москве в начале XX века на фабрике И. Салтыкова.

На протяжении всего XIX века развивалась и поныне неувядающая техника скани. Мотивы сканых узоров чрезвычайно многооб­разны. В последней четверти XIX столетия в моду вошли плетеные дамские сумочки и кошельки, выполненные из золота и серебра. Они служили изящным дополнением к вечер­ним женским туалетам стиля, модерн.

В течение многих столетий в прикладном искусстве анималистические мотивы служили декоративным целям. С середины 50-х годов XIX века ювелиры в большей степени, чем прежде, использовали «натуральные» формы. С большим мастерством выполнен браслет в виде змеи, отмеченный московским клеймом 1856 года.

Привлекает красотой и брошь в виде орла работы конца XIX — начала XX века. Хорошо передан облик хищной пти­цы, изображенной в момент взлета. Приподня­тые крылья, вытянутая вперед шея украшены бирюзой и жемчугом. Скрупулезная прора­ботка головы, лап, оперенья свидетельствует о большом мастерстве ювелира-художника.

Кулон. 1899—1908 гг. Москва. Мастер "НГ"

Всемирную известность получили изделия русской фирмы К. Фаберже, основанной в 1842 году в Петербурге. В экспозиции Ору­жейной палаты и в фондах музеев Москов­ского Кремля хранятся уникальные, исполненные в единственном экземпляре ювелирные произведения с клеймом этой фирмы. Свиде­тельством все возрастающего интереса к изде­лиям Фаберже явилась крупнейшая выстав­ка, прошедшая в 1987 году в Мюнхене, где были показаны лучшие экспонаты из собра­ния Оружейной палаты и других коллекций.

Путь, пройденный ювелирным искусством России XVIII-—XIX веков, интересен и сложен. Он отмечен поисками новых художественных направлений, расширением ассортимента из­делий, увеличением массовой продукции, усо­вершенствованием технических приемов об­работки драгоценных материалов на промыш­ленной основе. Знакомство с ювелирными про­изведениями этого периода, безусловно, по­лезно не только любителям прикладного искусства, но и ювелирам, работающим сейчас в художественной промышленности.


Корзина  

(пустая)

Новые товары

В данный момент новых товаров нет